11 ноября 2010
6509

Роль института консульства при осуществлении дипломатической защиты

В праве внешних сношений выделяют две группы органов, осуществляющих дипломатическую защиту, к которым относят центральные органы власти и зарубежные органы. В данной статье речь пойдет о последней группе. Так, вторую группу органов внешних сношении при осуществлении дипломатической защиты, а именно зарубежные органы, исследователи разделяют на две категории:
1) постоянные органы;
2) временные органы (1).
К постоянным органам внешних сношений относят такие государственные органы, которые осуществляют свои функции за пределами своего государства на постоянной основе, как-то: посольства и миссии, представительство в международных организациях и т. п.

Временные органы, в свою очередь, есть различные делегации, отдельные представители, посылаемые за границу, а также так называемые наблюдатели на международных конференциях, съездах, в международных комиссиях, наконец, отдельные представители на государственных юбилеях, коронациях и т. п. Иногда, когда специальный представитель в таких случаях не посылается, тот посол, который постоянно находится в стране пребывания, уполномочивается присутствовать на церемонии в качестве чрезвычайного посла (2).

Наиболее важным зарубежным органом внешних сношений является дипломатическое представительство государств (посольство), функции и деятельность которого регулируются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Основными функциями посольства в соответствии со ст. к Конвенции являются:
1) представительство своего государства;
2) защита интересов своего государства и граждан;
3) ведение переговоров с правительством государства пребывания;
4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству;
5) поощрение дружественных отношений между своим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки и др.

Дипломатическое представительство может возглавлять Чрезвычайный и полномочный посол, Чрезвычайный и полномочный посланник, поверенный в делах. Глава дипломатического представительства назначается, как правило, главой государства. Его назначение обусловлено получением агремана от страны пребывания (3).

Глава дипломатического представительства является высшим представителем для граждан и юридических лиц своего государства в стране пребывания. Функции таких представительств состоят в следующем: обеспечение представительства посылающего государства и охрана его интересов; поддержание связей с международной организацией; сообщение своему правительству информации о ее деятельности.

Вопросы, связанные с функционированием консульских представительств, регулируются Венской конвенцией 1963 г. "О консульских сношениях", а также консульскими конвенциями, заключаемыми между государствами, и консульскими уставами отдельных стран.

Отметим, что установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. Институт консульства образовался много столетий назад в связи с потребностями быстро развивающейся торговли (4).

В древности, как отмечают исследователи, консульские задачи состояли исключительно в том, чтобы осуществлять защиту торговых интересов купцов перед местной властью, разрешать споры, которые возникали между купцами в сфере торговли (5). Однако постепенно консульские функции стали расширяться.
Прежде всего, деятельность консульских представительств связана с политическим аспектом международных отношений, поэтому консульские учреждения за рубежом создаются как особые органы внешних сношений между государствами для поддержания и развития правовых, экономических, культурных и иных отношений (6). В отличие от дипломатического представительства, которое занимается вопросами в сфере прав и интересов аккредитирующего государства на всей территории государства пребывания, консульство имеет собственную, или, как отмечают исследователи, специальную, компетенцию (7) в рамках своего округа.

В научной литературе часто можно встретить наравне с понятием "консульские представительства" понятие "консульские учреждения" (8), сразу скажем, что эти термины правомерны и равнозначны, а небольшое отличие заключается лишь в том, что консульские учреждения можно подразделить на консульские отделы дипломатических представительств и существующие отдельно консульские учреждения (9). Консульские представительства функционируют на основе заключенных соглашений между государствами, но в некоторых случаях правовой основой деятельность таких представительств может выступать международный обычай (10).

Как уже было указано, важное значение в регламентации деятельность консульских представительств играет Венская конвенция о консульских сношениях, заключенная в 1963 году. Отметим, что эта конвенция была ратифицирована СССР в 1989 г.
Заметим, что в сфере международных отношений есть и иные конвенции, регулирующие деятельность консульских представительств на территории зарубежных государств. Так, например, Российская Федерация заключила подобные конвенции почти с сотней государств по указанному вопросу.

Согласно Венской конвенции 1963г. (ст.5), основная задача консулов заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц. Конвенция также закрепляет положение о том, что консулу следует стремиться к развитию отношений между странами в сфере торговли, экономики, в научных и культурных сферах, оказывая, таким образом, всемерное содействие установлению между государствами дружественных отношений.

Консульские функции в рамках исследуемой тематики могут быть сведены к следующим
Во-первых, следует выделить функции по защите интересов представляемого государства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые им принадлежат согласно законам государства пребывания и действующим международным конвенциям. В случае необходимости он ходатайствует об учреждении опеки или попечительства над гражданами своего государства, выступает без доверенности в качестве представителя наследников, отказополучателей и их правопреемников по всем наследственным делам. Если требуется, консул подает в соответствующие служебные учреждения ходатайства о рассмотрении споров и претензий, касающихся наследственного имущества умерших граждан представляемого государства (11).

Во-вторых, это функции в области торговли и судоходства. Консул осуществляет охрану и защиту экономических и интересов в правовой области государства, которое он представляет, а также граждан и юридических лиц своего государства.

Консул следит за обеспечением и исполнением торговых договоров, договоров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании правовой помощи и т.д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.
Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообщения о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребывания в области судоходства, воздушной навигации, таможенных установлений и т.д. Одной из традиционных функций консула является наблюдение за гражданскими воздушными судами, автомобильным и железнодорожным транспортом, судами речного и морского флота своего государства на территории государства пребывания.

Подводя итог сказанному, еще раз напомним, что установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. Прежде всего, деятельность консульских представительств связана с политическим аспектом международных отношений, поэтому консульские учреждения за рубежом создаются как особые органы внешних сношений между государствами для поддержания и развития правовых, экономических, культурных и иных отношений (12).

_________________________________________________________________________________
1. Зорин В.А. Указ. соч. С. 67-68

2. См. об этом: Митрофанов М. Интервью с Лихачевым В.Н., членом Совета Федерации, заместителем председателя Комитета СФ по международным делам. Чрезвычайным и полномочным послом РФ // Коллегия. Российский правовой журнал. N 5. М., 2007.

3. См. об этом: Абдуллаева Л.М., Юлдашева Г. Особенности иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и консульских учреждений, а также их сотрудников // Юридические науки. N 2 (18). М., 2006. С. 281

4. См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 423.

5. См.: Иваньковский Е.Н. История государства и права российского. М., 2006. С. 215.

6. См. об этом на официальном сайте МИД России

7. См.: Иваньковский Е.Н. История государства и права российского. М., 2006. С. 215.

8. См. об этом подробнее, например: Абашидзе А.Х. Федоров М.В., Читоходова А.И. Право внешних сношений // Московский журнал международного права. М., 2007. N 3 (67). С. 233; Ларина Ф.Ш. Протокол и этикет в праве внешних сношений // Сборник аспирантских научных работ. Вып. 7: Т. 1. Казань, 2006. С. 298-299 и др.

9. См. об этом: Ерохин Н.Г. Учреждение консульского представительства // Актуальные вопросы права. М., 2009. С. 54.

10. Там же. С. 56.

11. См. подробнее: Абдуллаева Л.М., Юлдашев Г. Указ. соч. С. 282.

12. См. об этом на официальном сайте МИД России

Список литературы

1. Абашидзе А.Х. Федоров М.В., Читоходова А.И. Право внешних сношений // Московский журнал международного права. М., 2007. N 3 (67). С. 233

2. Абдуллаева Л.М., Юлдашева Г. Особенности иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и консульских учреждений, а также их сотрудников // Юридические науки. N 2 (18). М., 2006. С. 281

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 423.

4. Ерохин Н.Г. Учреждение консульского представительства // Актуальные вопросы права. М., 2009. С. 54.

5. Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М., 1977, С. 67-68
6. Иваньковский Е.Н. История государства и права российского. М., 2006. С. 215.
7. Ларина Ф.Ш. Протокол и этикет в праве внешних сношений // Сборник аспирантских научных работ. Вып. 7: Т. 1. Казань, 2006. С. 298-299 и др.

8. Митрофанов М. Интервью с Лихачевым В.Н., членом Совета Федерации, заместителем председателя Комитета СФ по международным делам. Чрезвычайным и полномочным послом РФ // Коллегия. Российский правовой журнал. N 5. М., 2007.

Первоисточника и даты публикации: http://www.toutlemonde.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован